Бензин в казахстане цена

 

Планируя путешествие на автомобиле по любой стране мира, приходится учитывать ситуацию с заправкой транспортного средства. Казахстан — очень интересная страна, которая может предложить автопутешественнику удивительное сочетание современности и дыхания истории. При этом стоимость бензина приятно удивит наших соотечественников, в начале декабря 2022 года средняя цена не превышает 30 рублей (163,88 тенге), тогда как в России. Не так давно в Казахстане подорожал бензин. Цифры увеличились незначительно, однако все знают, что бензиновые подорожания отражаются на всех сферах экономики. В чем причина и чем это обернется для страны? Мнения аналитиков разделились.

Цена на дизельное топливо

Гораздо более серьезные колебания переживает дизельное топливо. Акциз, заметно увеличенный с июня 2022 года, существенно повысил и стоимость топлива. По общемировому уровню в этом отношении Казахстан занимает 13 место.

Таким образом правительство собирается предотвратить утечку топлива на рынки других государств. Однако рост стоимости солярки негативно отражается на следующих сферах:

  • фермерство, т.к. сельскохозяйственная техника работает именно на ДТ, ожидается повышение цен на продукты питания;
  • предпринимательство, зависящее от грузоперевозок;
  • транспортные компании;
  • пассажиры общественного транспорта.

При этом бюджет страны и оптовые поставщики остаются в выигрыше. Ожидается, что в скором времени цена на топливо достигнет российского уровня.

Причины растущего дефицита на ГСМ

Автолюбителям Казахстана, судя по отзывам, не так просто отдавать по 180-190 тенге за литр АИ-92. Тем не менее, тенденция роста цен продолжается. Дело дошло до освобождения от занимаемой должности вице-министра энергетики Казахстана Асета Магауова.

Увеличение потребления бензина является одной из причин повышения цен в Казахстане

Специалисты называют несколько причин, приведших к тому, что в РК просят рубля за литр самого ходового топлива для автомобиля. Это:

  • ремонт на Шымкентском НПЗ;
  • ремонт Павлодарского НПЗ;
  • регуляторная политика властей;
  • быстрый рост курса рубля по отношению к тенге (большая часть ГСМ ввозится из Российской Федерации);
  • корректировка курса тенге к доллару (топливо приобретается за американскую валюту);
  • выросла цена самого бензина, к примеру, стоимость АИ-92 увеличилась с 517$ до 555$ за тонну (июль–октябрь);
  • рост потребления бензина.

Акцизы на бензин

Не стоит забывать и о таком факторе, как акциза на дизельное топливо и бензин. В июне 2022 г. акцизные ставки на ГСМ были увеличены. Уже тогда аналитики говорили о неминуемом росте цен на рынке нефтепродуктов. Перечисленные факторы стали дополнением к политике правительства страны.

Одной из рыночных тенденций на сегодняшний день является выравнивание стоимости бензина и дизельного топлива. Всё это делается с целью увеличения поступлений в казну государства, естественно, за счёт населения. В данном случае автовладельцев.

Так ли необходимо повышать акциз?

Часто повышение стоимости на нефтепродукты в Казахстане называют вынужденной мерой, необходимостью минимизации контраста между казахстанскими и ценами на соседних рынках, что позволит снизить объемы утечки автомобильного топлива из страны.

Но, несмотря на большую разницу в стоимости топлива в России и Казахстане, есть одно существенное «но», которое кардинально меняет данную логику в отношении топливной утечки между этими странами:

  • Дело в том, что в России на АЗС продажа бензина класса Евро-2 запрещена. Поэтому он не может продаваться в Россию, иначе это грозит серьезными штрафными санкциями.

Однако, вполне вероятно, в будущем ситуация изменится, так как к 2025 году планируется создание общего энергетического рынка ЕАЭС. Возможно, Казахстан заранее готовится к данному факту, намереваясь извлечь из этого немалую выгоду. Так что прогноз неутешителен, цены будут расти. Если ориентир взят на Россию, то на данный момент стоимость бензина там довольно высока, и, как упоминалось выше, составляет более сорока рублей за литр, что в переводе на тенге равняется более двухсот, а если быть точнее, то 220.

Ситуация на топливном рынке страны

На 10 декабря 2022 года Республика Казахстан занимает 10 место среди стран с самой низкой ценой на топливо.

Для сравнения, Россия находится ниже 20 строчки этого рейтинга со средней ценой около 0,68 USD.

При этом ситуация на топливном рынке республики вовсе не такая радужная, как это может показаться из России. Во-первых, доходы жителей Казахстана ниже, чем у нас. Во-вторых, в стране постоянно наблюдается дефицит топлива, что связывают с рядом причин:

  1. Рост потребления бензина.
  2. Закрытие двух основных НПЗ (Шыкментского и Павлодарского) на плановый ремонт и модернизацию.
  3. «Утечка» топлива на рынки соседних государств, в связи с чем сейчас прорабатывается вопрос о временном запрете на вывоз бензина из страны.
  4. Недостаток собственных мощностей для переработки сырья.

В-третьих, цена на бензин постоянно повышается, что обусловлено уже названными причинами, а также следующими:

  1. Недостаток собственного топлива приходится восполнять российским (около 50% от всего объема потребляемого топлива, до остановки НПЗ – 30%).
  2. Государственная политика регулирования цен.
  3. Колебания нефтяных котировок на мировом рынке.
  4. Необходимость окупить затраты на модернизацию НПЗ для выпуска более качественного бензина, соответствующего мировым требованиям.
  5. Колебания курса тенге.

Цены на бензин

Самой распространенной маркой в республике является АИ-92, что объясняется более низкой ценой по сравнению с другими. При этом цена в разных городах и у разных поставщиков могут отличаться. Это зависит не только от доли импортного бензина в общем объеме, но и от спроса в том или ином регионе и логистики.

Актуальные цены на бензин в Казахстане на сегодня по разным городам и сетям можно узнать на сайте:

В зависимости от поставщика цена на одну и ту же марку топлива может колебаться около 3-5 тенге за литр.

Какие это вызовет последствия и в чем причина?

Расценки на бензин на АЗС в Казахстане стали темой для обсуждения для многих политиков, экономистов и журналистов. Планируемый акциз (9300 тенге за тонну) соответствует примерно 7,8 тенге за литр, и эти цифры не быть учтены в новых его ценах в розницу. Однако не факт, что рост стоимости дизельного топлива существенно отразится на бензиновых ценах. Такой вариант возможен, потому что в стране уже сейчас бензиновый акциз равен 10 500 тенге за тонну, то есть примерно семь с половиной тенге за литр. И это почти пять процентов от стоимости литра бензина на автозаправках в Казахстане. Проще говоря, повышение акциза на ДТ всего лишь сравняет цифры стоимости по различным видам топлива.

Увеличение акцизной ставки на ДТ обусловлено несколькими факторами:

  • Одним из них является низкая стоимость казахстанского дизельного топлива, в сравнении с соседними странами. Это влечет за собой его «утекание» на соседние рынки. Сокращение большой разницы в стоимости исключит данное явление.
  • Вторым фактором является импорт. Акциз связан с повышением его притягательности для поставок в другие страны в летнее время, в связи с сезонным увеличением потребления этого топлива в данный период. Согласно статистическим данным, каждый год Казахстан импортирует до пятисот тысяч тонн ДТ.
  • Еще одним фактором выступает сезонное колебание акцизной ставки, которое увеличивает отраслевые поступления в бюджетную казну.
  • Как фактор можно рассматривать и плавное выравнивание бензиновой цены и ДТ. Данное явление характерно сегодня для многих стран, когда стоимость бензина и дизельного топлива почти равны.

По поводу поднятия акциза, как способа защиты казахстанского топливного рынка от утечки топлива на рынки близлежащих стран, специалисты имеют неоднозначное мнение. Этот механизм защиты не очень эффективен, потому что акциз даже после увеличения все равно остается относительно низким, и не слишком сокращает разницу.

Например, в России средняя цена на горючее на автозаправках на данный момент равна 39,4 рубля за литр АИ-95 и 35, 9 рублей за литр АИ-92. ДТ при этом стоит 37,2 рубля литр. В Казахстане эти марки бензина и дизельное топливо дешевле, и чтобы сравняться, должны стоить в среднем, 216,6; 197,4 и 204,5 тенге соответственно. То есть разрыв в цене составляет почти половину. При этом российский акциз по ДТ равен 6800 рублей за тонну. Доля акцизов в розничной стоимости топлива равна пятой части по бензину и шестой по дизельному топливу.

В Казахстане положение дел в этом смысле совсем другое, и до выравнивания условий снизить объемы перетока невозможно. Более эффективным защитным механизмом являются экспортные пошлины, но это отдельный сложный вопрос.

Сопоставление казахских цен на бензин с международными

Вопрос, сколько стоит топливо, стоит остро в любой стране мира. Давно говорят о том, что цены на ГСМ, которые, кстати, уже скоро станут неактуальными, так как бензиновые ТС активно вытесняют с рынка электрокары, не соответствуют своей реальной стоимости.

Можно предположить, что компании, которые продают АИ, увеличивают тарифы в агонии, так как их администрации понимают, что скоро нефть перестанет быть стабильным и надёжным источником доходов.

Сравнение стоимости бензина со странами Европы

Если рассматривать Казахстан в сравнении со странами Европы и всего остального мира, можно однозначно сказать, что стоимость ГСМ в государстве одна из самых невысоких.

Литр ходового бензина стоит в РК всего $, в то время, как средняя цена в мире на начало 2022 года составляет $.

Получается, что казахи заправляют свои автомобили вполовину дешевле, нежели, к примеру, их соседи в Китае. Китайцам приходится отстёгивать за литр $.

В таких странах, как Монако, Гонконг, Исландия и Норвегия стоимость 1 л ходового топлива превышает 1.8 $. Даже в России, активно экспортирующей АИ, в том числе и в Республику Казахстан, цена литра составляет $.

ТОП-10 стран с наиболее высокой стоимостью бензина

Какими бы многообещающими ни были сравнения, они не успокоят среднестатистического казахского автовладельца, который вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины.

Как получить двойное гражданство между Россией и Казахстаном можно узнать на нашем сайте.

Фото 1

Формирование цены

Максимальную цену на топливо утверждает антимонопольная служба Казахстана. Хотя цену на АИ-92 государство не регулирует уже с 2022 года, здесь действуют рыночные правила. На сегодняшний день цена на бензин существенно зависит от цены импортного бензина. В среднем половина бензина идет из РФ, а другая – с местных НПЗ, поэтому стоимость складывается из этих показателей. В основном, цена на заправках формируется таким образом:

При этом гораздо более низкая по сравнению с Россией цена объясняется и разницей в величине НДС, который в Казахстане составляет 12%, а в России – 18% (с 2022 года – 20%). Акциз в РК — 5% от стоимости, в РФ – 12%.

Что и почём на казахстанских АЗС

Спрос формирует цену. И бензин не является исключением. В Республике Казахстан резко вырос спрос на ГСМ. В свою очередь, этот рост связан с тем, что оперативные запасы крупнейших сетей КазМунайГаз, Sinоoil, Нelios, обслуживающих Алматы и другие города, истощились.

На начало 2022 года общий топливный запас составил всего 15 тыс. тонн. Для крупных АЗС столицы его хватило бы на 8–10 суток, на небольших заправках – на 2–3 дня.

Дошло до того, что на некоторых АЗС топливо разливалось только по талонам. Стоимость 1 литра бензина АИ 92 достигала рубля, что в национальной валюте составляет 151 тенге.

Таблица приведенной средней стоимости по стране:

В различных городах и на заправочных станциях всякого рода компаний она может варьироваться в небольших пределах. К примеру, цена бензина АИ-92 в Кустанае выросла до 185 тенге, что на 4 тенге выше, чем в Нур-Султане (Астана) и Алматы. Стоимость АИ-95 в городе составила 205 тенге.

Стоимость бензина

Тариф на бензин в Нур-Султане (Астана) более стабилен. Близок по стоимости к показателям, указанным в таблице, и бензин в Алматы. Что касается периферийных городов в них цены на нефтепродукты, как правило, чуть выше, что связано со спросом на топливо для транспортных средств. Он всё ещё продолжает расти.

Стоимость бензина не окончательная, ожидается повышение цен

Итак, дефицит бензина стимулирует повсеместный рост стоимости. Самая востребованная марка бензина АИ-92 в течение всего 2022 года стремительно дорожала. На начало 2022 года в различных населённых пунктах её цена составила:

Как видим, купить в Павлодаре бензин и в Байконуре, это не одно и то же. Всё зависит от того, сколько тонн дизельного топлива и бензина имеется в резерве в тех или иных регионах.

В таких городах Казахстана, как Павлодар, Караганда, Усть-Каменогорск, цена на нефтепродукты ниже, чем в других населённых пунктах. Однако, по прогнозам аналитиков, стоимость постепенно будет выравниваться. Прогнозируют, что топливо подорожало неокончательно, рост цен будет продолжаться.

Для въезда в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://kazakhstanlife.ru/benzin-v-kazaxstane/
  • https://visasam.ru/emigration/pereezdsng/benzin-v-kazahstane.html
  • http://avtotehnar.ru/benzin-na-azs-v-kazaxstane/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий