Ддя чего делаю уширение проезжей части

 

Посмотреть текст документа Разбивка виражей, уширения проезжей части, горизонтальных кривых, пересечений и примыканий. Пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций. § 3. Проезжие части улиц и дорог Количество полос, ширина их, а также ширина полос безопасности (предохранительных полос) в соответствии со СНиП П-60-75* приведены в табл. 13. Ширину проезжей части городских улиц и дорог в одном...

Определение дополнительного уклона по формуле i д = 0 ,5 b ( i в + i пр ) : l п ; i в = 40 ‰

Определение дополнительного уклона по формуле i д = 0 ,5 b ( i в + i пр ) : l п ; i в = 40 ‰

Примечания:

1 . В ширину проезжей части включена ширина краевой полосы, укрепленная по типу дорожной одежды и имеющая одинаковый поперечный уклон.

2 . Дополнительный продольный уклон увязан с допустимой расчетной скоростью и предельными нормами проек т ирования плана дороги (табл. 10 СНиП .).


4 Разбивка длинных кривых кратными кривыми (чертеж 4 )

2.4 . Разбивка длинных кривых кратными кривыми (чертеж 4 )

Кратными кривыми называют примыкающие друг к другу кривые одного радиуса, на которых разбивается длинная кривая, чтобы при детальной разбивке и выносе пикетов избежать длинных ординат.

За кратную кривую принимается кривая длиной 200 м. Целесообразно длинную кривую разбивать двумя полуветвями от « НК» (« КК» ) к вершине угла поворота.

Длинная кривая, как правило, разбивается на 3 участка:

- участок кривой l 1 длиной, равной от «НК» до ближайшего целого пикета;

- участок кривой l 2 - сумма кратных кривых;

- участок кривой l 3 , длина которого равна разности между длинной кри в ой и суммой длин кривых 1-го и 2-го участков.

Участок 1 может и не быть, если «НК» совпадает с целым нормальным пикетом.

1 . По величине длин участков ( l 1 , l 2 = 200 м, l 3 ) и радиуса кривой определяют у г лы поворота каждого участка по формуле

.

2 . По величине угла поворота γi и радиуса R определяют для каждого участка и 200 м по табл. 1 элементы тангенса и биссектрисы (Т1 , Т2 , Т3 , Б1, Б2 , Б3).

По углам поворота и вычисленным элементам выполняют разбивку длинной кривой.

Разбивка кривой

1 . От вершины угла поворота в створе трассы отмеряют величину тангенса кривой Т и закрепляют кольями НК, КК.

2 . От «НК» по направлению тангенса кривой отмеряют величину тангенса участка 1 (точка 1) .


Разбивка длинных кривых кратными кривыми

Чертеж 4


3 . В точке 1 устанавливают теодолит и с точностью до секунды разбивают угол γ1, отмеряют биссектрису Б1 .

4 . По направлению угла поворота γ1 отмеряют расстояние, равное Т1 + Т2 (точка 2).

5 . В точке 2 устанавливают теодолит, разбивают у г ол γ2, отмеряют расстояние Т2 + Т2 = 2Т2 (точка 3) и откладывают биссектрису Б2 .

6 . Во вс е х последующих точках 3, 4, 5 и т.д. повторяют разбивку кривых длиной 200 м на 2-ом участке по вышеизложенному способу на всей длине первой полуветви.

7 . Вторую полуветвь (от точки « КК» до « СК» ) разбивают таким же способом с начала третьего участка по данным γ3, Т3 , Б3 .

8 . Стыковка полуветвей на «СК» производится на двух смежных кратных кривых.

9 . После 1-го участка (целого пикета) производится выноска пикетов, нумерация которых совпадает с началом, серединой и концом кратной кривой. На 3-ем участке пикеты выносятся обычным порядком прямоугольными координатами от тангенса с увязкой их нумерации на 2 участке.

10 . На местности кольями закре п ляют кривую через 20... 40 м. Пикеты четные, начало (« НК» ) и конец крив ой «КК» закрепляют столбами, нечетные - кольями, которые выносятся вне границ работы дорожн о-строительной техники.

Например: разбить кривую на дороге R = 3000 м, α =3 1° , ВУ - ПК 10 + 46,96.

1 . По табл. 1.1 определяют элементы кривой

Т = 27,73 · 30 = 831 ,9 6 м, К = 54,10 · 30 = 1623,15 м,

Д = 1 ,3 6 · 30 = 40, 8 м, Б = 3,77 · 30 = 11 3,22 м .

2 . НК = В У - Т = 1046,96 - 831,96 = 215 м или ПК 2 + 15.

3 . КК = НК + К = 215 + 1623,15 = 1838,15 м или ПК 18 + 38,15.

4 .  м или ПК 10 + 26,37.

5 . Определяют длину участков

l 1 = ПК 3 - ПК 2 + 15 = 85 м, l 2 = 200 · 7 = 1400 м,

l 3 = К - ( l 1 + n · 2 00) = 1623,15 - (85 + 7 · 2 00) = 138,15 м.

Контроль: К = l 1 + n · 2 00 + l 3 = 215 + 7 · 200 + 1 38, 15 = 1623,15 м.

6 . Определяют углы поворота и элементы кривых на участках

,

по табл. 1.1 - Т1 = 42,51 м, Б1 = 0, 30 м,

,

по табл. 1.1 - Т2 = 100,24 м, Б2 = 1,68 м,

,

по табл. 1.1 - Т3 = 69,10 м, Б3 = 0,80 м .

По углам поворота и элементам кри в ых на участках разбивают длинную кривую.

Уширение дорожных одежд - Реконструкция автомобильных дорог

Навигация:Главная Все категории Реконструкция автомобильных дорог

Уширение дорожных одежд Уширение дорожных одежд

Уширение дорожных одежд является видом работ, часто проводимым при реконструкции. Требуемая величина уширения в соответствии со СНиП П-Д.5-72 зависит от категории реконструируемой дороги.

Необходимые величины уширений проезжей части могут составлять от 0,5 до 1,5 м, а с учетом ширины краевых полос — до 3 м.

Следует также учитывать, что в п. СНиП П-Д.5-72 указано, что в ряде случаев на обочинах должно быть предусмотрено «устройство твердых покрытий (остановочных полос) на ширину 2,5 м».

Способ уширения проезжей части обычно определяется способом уширения земляного полотна. Кроме того, способ уширения дорожной одежды зависит также от того, необходимо ли провести одновременно усиление дорожной одежды. В связи с этим возможны следующие варианты:

Рис. 1. Схема одностороннего несимметричного уширения дорожной одежды и земляного полотна:1 — верхний слой нового дорожного покрытия; 2 — выравнивающий слой; 3 — верхний слой старого покрытия и продолжение его на уширении; 4 — нижний слой старого покрытия; 5— основание; 6 — дополнительный слой основания; 7 — земляное полотно

1. Одностороннее несимметричное уширение дорожной одежды, что вызывает необходимость устройства выравнивающего слоя и нового покрытия на всю ширину проезжей части.

При необходимости уширения дорожной одежды на величину более 2,0 м в сторону обочины, имеющей ширину 2,5 м, следует срезать все земляное полотно с уширяемой стороны. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновый покров, затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение земляного полотна ниже дорожной одежды. После уширения и укатки земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания отсыпают материал для уширения этого слоя. Затем отсыпают грунт слоями до поверхности дополнительного слоя основания для образования уширяемой части земляного полотна и укатывают. По поверхности уширенного дополнительного слоя основания отсыпают и укатывают материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и укатывают грунт земляного полотна в пределах обочины. После этого устраивают уширение покрытия — укладывают выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. После окончания работ по устройству покрытия укрепляют обочины, укладывая на них, если это предусмотрено проектом, покрытие более облегченное, чем на проезжей части, и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на откосы ранее снятый дерн.

При уширении проезжей части на меньшую ширину до 1,0— 1,5 м, сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в соответствии с рекомендациями в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды.

Рис. 2. Двустороннее уширение дорожной одежды:а — с двусторонним уширением земляного полотна и перекрытием всей проезжей части новым верхним слоем покрытия; б — устройство краевых полос шириной по 0,25—0,75 м с каждой стороны без уширения земляного полотна

2. Двустороннее уширение проезжей части также может быть осуществлено двумя способами:— уширение только основания и перекрытие полос уширения и старого покрытия новым покрытием, т. е. усиление старого покрытия на уширенном с двух сторон земляном полотне;— уширение достаточной по прочности старой дорожной одежды только на величину полос уширения, т. е. с каждой стороны на 0,25—0,75 м.

За рубежом небольшие уширения проезжей части делают в виде полос из двух рядов брусчатки или нескольких рядов мозаиковой шашки. Брусчатку или шашку ставят на песке, щебеночном или гравийном материале.

Технология работ по устройству на полосе уширения дорожного основания и покрытия по существу не отличается от работ, проводимых по устройству новой дорожной одежды. Они лишь усложняются тем, что выполнять их необходимо в узком котловане— траншее. Ширина существующих строительных дорожных машин превосходит уширяемую полосу. В связи с этим необходимо применять специальные машины или использовать навесное оборудование. Значительные объемы выполняемых работ по уши-рению проезжей части вызвали создание за рубежом специализированных машин.

Технология работ по уширению требует выполнения ряда рабочих операций.

После разбивки ширины полосы уширения разрыхляют грунт и материал укрепленной обочины на этой полосе. Рыхление на всю ширину будущей траншеи выполняют любой из имеющихся машин — кирковщиками на авто-греидере, на катке или Другими прицепными и самоходными машинами. Если траншея глубже, чем могут достать зубья кирковщика, приходится операцию повторять после удаления верхнего разрыхленного слоя материала. Нижние слои одежд, обычно грунтовые, не так уплотнены, как верхние, и поэтому могут и не требовать дополнительной кирковки.

Рис. 3. Кирковщик, установленный на катке для рыхления полосы уширения

Рис. 4. Накладка к автогрейдеру системы В. М. Гайдовского:1 — положение болтов при зарезании на глубину до 300 мм; 2— то же, при резании на глубину 150 мм

Вдоль кромки дорожной одежды устраивают корыто для полосы уширения шириной от 0,75 до 1,5 м. Эту траншею глубиной до 0,5—0,8 м прорывают несколькими проходами автогрейдера. Но при этом стенки траншеи получаются неровными и не вертикальными. Более целесообразно отрывать траншеи автогрейдером с накладкой, предложенной В. М. Гайдовским. Накладка состоит из двух частей — собственно накладки и режущей части (ножа). Накладку крепят с правой стороны отвала автогрейдера при помощи четырех болтов, пропущенных через Г-образные отверстия. Положение болта в конце длинной части отверстия соответствует установке ножа для резания на меньшую глубину; при положении болта в конце короткой части отверстия нож установлен ) на наибольшую глубину резания. При работе с накладкой нож автогрейдера ставят в положение, обычное при зарезании (под углом 35—40° к продольной оси). Один край накладки устанавливают у кромки проезжей части.

Рис. 5. Схема установки ножа автогрейдера с приставкой для устройства траншеи:1 — отвал автогрейдера; 2 — накладка

Применяя накладки разных размеров, можно менять ширину и глубину траншей. Схему и число проходов автогрейдера назначают в зависимости от плотности и влажности грунта, в котором прорезают траншею. Удобство описываемого способа устройства траншеи состоит в том, что вынимаемый из нее грунт или материал отваливается на обочину и не загрязняет проезжей части. Ширину корыта можно в известных пределах менять при одной и той же накладке, устанавливая нож под разными углами в плане. Скорость движения автогрейдера при рытье траншеи в предварительно разрыхленном грунте составляет 10 км/ч. Механизация работ с накладкой дает существенную экономию рабочего времени, при этом упрощается организация работ и возрастает их производительность.

В США для рытья траншей при уширении проезжей части применяют бульдозер, имеющий отвал, к которому в нижней части на всю ширину прикреплен специальный ноже узкой заглубляемой частью для резания траншеи требуемой ширины и глубины. С одной стороны этой рабочей части имеется вертикальная стенка, не позволяющая грунту отваливаться на проезжую часть, а с другой стороны — направляющая плоскость для удаления грунта за пределы обочины. Бульдозер, двигаясь вдоль кромки покрытия, вырезает необходимую траншею, удаляя грунт в сторону.

В отдельных случаях при отрывке глубоких траншей в зависимости от их ширины применяют экскаваторы типа «струг» и многоковшовые траншейные экскаваторы. Преимущество экскаваторов заключается в том, что они могут, если это необходимо, погружать материал из траншеи в автомобили-самосвалы, которые их отвозят в другое место.

После прорытия и очистки траншеи проверяют ее размеры и приступают к заполнению материалами, предусмотренными по проекту, с соблюдением необходимой толщины слоев. Материал доставляют к траншее, вначале автогрейдером распределяют края покрытия в валик, из которого этим же автогрейдером сдвигают в траншею.

Рис. 6. Бульдозер со специальным приставным ножом для устройства траншеи уширения (США)

Рис. 7. Схема уширения старого покрытия с расширением основания старой дорожной одежды:а — усиление облегченного усовершенствованного покрытия; б — усиление асфальтобетонного покрытия;1 — песчаный слой; 2— щебеночное основание; 3 — асфальтобетонный слой на всю ширину проезжей части; 4 — основание старой дорожной одежды; 5 — существующая дорожная одежда

Щебень, загруженный в него из автомобиля-самосвала, перемещается вдоль ящика распределителя к лотку, из которого ссыпается в траншею. При определенной постоянной скорости движения щебень, ссыпающийся через лоток в траншею, распределяется слоем требуемой толщины. По этому же принципу распределяют асфальтобетонные смеси. При необходимости розлива битума на полосу покрытия необходимой ширины соответствующим образом регулируют сопла автогудронатора.

В качестве примера рассмотрим схему уширения дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием. Для лучшей связи уширяемой части с новым покрытием верхний слой асфальтобетона укладывают на ширину, большую уширяемой полосы, перекрывая часть старого основания или нижнего слоя.

Наиболее сложной операцией при работе по уширению проезжей части является послойное уплотнение каждого слоя материала, засыпанного в траншею. Обычные катки имеют ширину вальцов, большую, чем траншея. Поэтому необходимы специальные катки. В США для этих целей используют одновальцовые приставки к трактору или сменные передние оси с монтируемыми на них колесами различного диаметра с пневматическими шинами. Верхний слой покрытия, поверхность которого после уплотнения должна быть расположена в одном уровне со старым покрытием, уплотняют обычными тяжелыми катками. Слабым местом этих конструкций является шов между старой дорожной одеждой и уширяемой полосой. Для обеспечения равнопрочности полосы уширения и основной дорожной одежды толщину каменных слоев уширяемой полосы принимают больше, чем в старой дорожной одежде. Для лучшей связи уширяемых цементобетонных покрытий с новой бетонной полосой применяется специальная конструкция плиты уширения. Она не только несколько толще в месте примыкания, но и имеет выступ, который заходит под старое покрытие. Старое покрытие таким образом получает усиление края за счет опирания на плиту уширения. Во избежание проникания воды шов между старым и новым покрытием необходимо заполнять мастикой.

По предложению Л. Ф. Лужецкогов ДЭУ №891 (УССР) при уширении дорожных одежд используют навесное приспособление к трактору Т-40. Оно состоит из кирковщика, катка и отвала, приваренного к основному отвалу бульдозера под углом 62°. Отвал и кирковщик управляются гидравлическим приводом от гидросистемы трактора. С помощью указанного приспособления можно осуществлять практически все операции по уширению — кирковку полосы, выемку грунта, заполнение траншеи новыми материалами и их уплотнение.

Похожие статьи:Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:Главная Все категории Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:

Главная Справочник Статьи Блог Форум

1 Подготовительные работы

Фото 2
2.1 Подготовительные работы

Подготовительные работы должны быть выполнены до начала реконструкции дороги .

В состав основных подготовительных работ входят : создание геодезической разбивочной основы ; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий электропередачи , линий связи , различных трубопроводов , коллекторов и других коммуникаций , расчистка дорожной полосы и территорий , отведенных под карьеры и резервы , подготовка и усиление местных дорог , на которые планируется перевести движение с реконструируемой дороги , или строительство объездных дорог , а также строительство временных дорог к грунтовым карьерам и карьерам песчаных , гравийных и каменных материалов .

В состав дополнительных работ и мероприятий входят : снятие существующих зна к ов , ограждений , направляющих столбиков , столбов и мачт для осветительных фонарей ; разборка и удаление павильонов на автобусных остановках ; разборка укреплений откосов , водоотводных лотков и канав ; разработка схем движения транспорта на участке реконструкции дороги и т . д .

Геодезической разбивочной основой на местности служат знаки, закрепляющие в плане вдоль дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых , а также точки на прямых участках не реже чем через 1 км , и реперы вдоль дороги не реже чем через 2 км .

Основные знаки и реперы должны иметь надежную конструкцию в виде столбов или свай , установленных за границами полосы отвода в соответствии со специальными требованиями .

Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы . При этом делают разбивку всех пикетов и плюсовых точек с выноской за полосу отвода ; устанавливают дополнительные реперы у насыпей высотой свыше 3 м за пределами подошвы , у выемок глубиной более 3 м за бровками откосов , у реконструируемых искусственных сооружений устанавливают промежуточные реперы на пересеченной местности ; разбивают круговые и переходные кривые с выноской и закреплением промежуточных точек .

Детальную разбивку можно выполнять не одновременно на всей протяженности реконструируемой дороги , а по мере продвижения фронта работ с заделом , учитывающим скорость потока .

На участках , где предусмотрено уширение земляного полотна , смягчение продольного уклона , замена пучинистого грунта на непучинистый , снимают существующие дорожные знаки , направляющие столбики , ограждения , мачты освещения , павильоны на автобусных остановках и все другое инженерное оборудование и обустройство , которое может помешать производству работ по возведению земляного полотна и дорожной одежды .

Разборке подлежат также укрепления откосов насыпей и выемок , водоотводных лотков и канав .

На участках двустороннего уширения все работы выполняют с обеих сторон дороги , а на участках одностороннего уширения - с одной стороны .

Виды и состав средств механизации , применяемых для снятия инженерного оборудования и обустройства , а также укрепления откосов зависят от их видов , материалов и объемов работ .

Большие трудности при реконструкции дороги возникают с переносом и переустройством воздушных , наземных и подземных коммуникаций . Как правило , за время от строительства до реконструкции дороги она обрастает различными видами коммуникаций , имеющих , а чаще не имеющих отношения к самой дороге . Это линии технологической и общей связи , проводной и кабельной , линии электропередач в виде воздушных линий или кабелей высокого напряжения , наземных и подземных трубопроводов , коллекторов и других коммуникаций . Чаще всего эти коммуникации расположены в полосе отвода дороги или на определенном расстоянии от нее и могут быть повреждены в процессе производства работ по реконструкции дороги . Нередки случаи , когда кабели линий связи и электроснабжения осветительных систем уложены непосредственно в тело земляного полотна . Поэтому необходимо уделять особое внимание работам по переносу и переустройству инженерных коммуникаций , обозначению мест их расположения около дороги .

Работы по переносу и переустройству коммуникаций должны производиться по специальным проектам специализированными организациями по отдельному графику , согласованному с подрядной организацией , осуществляющей основные работы по реконструкции дороги .

В случае , когда возведение земляного полотна опережает устройство пересекающих дорогу подземных коммуникаций , необходимо по согласовании с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна .

До начала земляных работ расчищают дорожную полосу и площади , отведенные для карьеров , резервов , зданий и сооружений , от леса , кустарника , пней , порубочных остатков , крупных камней , строительного мусора и т . д .

Расчистку дорожной полосы осуществляют по отдельным участкам в порядке очередности выполнения земляных работ теми же методами и средствами , что при строительстве новых дорог [ 21, 23, 26].

Боковые кювет - резервы , из которых возведены насыпи , особенно во II дорожно - климатической зоне , как правило , зарастают болотной растительностью и влаголюбивым кустарником . Работы по расчистке дорожной полосы производят кусторезом или бульдозером в летнее время и в начале сухой осени , поскольку весной в резервах и водоотводных канавах имеется поверхностная вода .

После расчистки дорожной полосы на всей площади , где предусмотрены земляные работы , снимают плодородный слой почвы , на глубину , определенную проектом , и укладывают его в отвалы для последующего использования при восстановлении ( рекультивация ) нарушенных и малопродуктивных сельскохозяйственных земель , а также при благоустройстве площадок . Однако при реконструкции дорог необходимо обращать особое внимание на качество и состав плодородного слоя , снимаемого с поверхности дорожной полосы , непосредственно примыкающей к существующей дороге .

Установлено , что при высокой интенсивности движения в полосе шириной до 30 - 50 м от бровки земляного полотна может происходить загрязнение почвы выше допустимых пределов транспортными выбросами , которые содержат свинец , цинк , медь , нитраты , а также хлориды . В этом случае загрязненную почву складируют отдельно и затем используют в нижних слоях при засыпке оврагов , благоустройстве площадок и т . д .

В первую очередь это относится к грунту , который снимают с откосов насыпей и выемок , а также с откосов , дна боковых канав и резервов .

Снятие плодородного грунта выполняют автогрейдерами и бульдозерами . На участках высоких насыпей и глубоких выемок эти работы производят скребком или ковшом экскаватора - драглайн или экскаватора с телескопической стрелой .

Особое место в подготовительных работах занимают мероприятия по организации движения автомобилей при реконструкции дороги , которое существенно возрастает из - за движения построечного транспорта . Организация движения транспортного потока решается с учетом интенсивности движения , видов работ по реконструкции дороги , протяженности реконструируемых участков , наличия рядом других дорог , рельефа местности и других местных условий .

Лучшим для безопасного производства работ является вариант переноса движения с реконструируемого участка дороги на другие дороги , проходящие параллельно участку реконструкции . Во многих случаях для снятия движения с реконструируемого участка дороги на время производства работ строят специальные объезды ( рис . 1). Тип и капитальность дорожных одежд на объездных дорогах должны соответствовать интенсивности переведенного на них автомобильного движения с учетом намечаемого срока действия объездной дороги .

Распространенным является вариант закрытия одной половины проезжей части с пропуском движения по другой половине .

Для этого устраивают дорожную одежду на всю ширину обочины и организуют дополнительную полосу движения .

Во всех случаях необходима разработка специальных схем организации движения , расстановки знаков , ограждения и освещения участков производства работ в соответствии с требованиями действующих правил [ 3, 5].

Фото 2

6 Перестройка дорожных одежд переходного типа

3.6 . Перестройка дорожных одежд переходного типа

К дорожным одеждам переходного типа относятся одежды, имеющие гравийные или щебеночные покрытия , а также покрытия из грунтов и местных малопрочных каменных материалов , обработанных вяжущими . К этому же типу относятся мостовые , доля которых в настоящее время весьма незначительна . Такие дорожные одежды устраивают на дорогах IV и V категорий при интенсивности движения до 300 авт ./ сут . в районах с сухим и жарким климатом и до 500 авт. / сут . с умеренным климатом . На дорогах с интенсивностью движения свыше 500 авт. / сут . следует применять покрытия из гравийных или щебеночных материалов , обработанных органическими вяжущими .

В составе дорог общего пользования Российской Федерации по состоянию на г . имелось 157350 км дорог с дорожными одеждами переходного типа , что равно 30,3 % всей протяженности дорог .

В Финляндии протяженность гравийных дорог 29000 км , что составляет 37 % всей протяженности дорог общего пользования [ 24].

Основные преимущества дорожных одежд переходного типа состоят в возможности широкого использования местных материалов , простоте технологии строительства и как следствие в низкой стоимости .

Недостатками таких одежд являются невысокая прочность и долговечность , появление деформаций и разрушений , а также пылимость гравийных и щебеночных покрытий . Поэтому при повышении интенсивности движения ( более 500 авт. / сут ) переходные покрытия , как правило , перестраивают .

В зависимости от состояния дорожной одежды , фактической и ожидаемой интенсивности движения назначают вид работ по реконструкции гравийных , щебеночных и других покрытий переходного типа .

Существуют два основных вида перестройки покрытий переходного типа :

· восстановление и усиление гравийного или щебеночного покрытия путем устройства нового слоя из гравия или щебня или путем добавления нового гравия или щебня с перемешиванием со старым материалом для улучшения его фракционного состава ;

· ремонт существующего гравийного или щебеночного покрытия и устройство нового слоя из материалов , обработанных органическими или минеральными вяжущими , и тем самым перевод дорожной одежды из переходного типа в дорожную одежду облегченного типа . В этом случае старая дорожная одежда становится основанием .

Встречается и такой вариант , когда существующая дорожная одежда из гравия или щебня полностью разбирается и заменяется новой . Такое решение обычно принимают в том случае , если существующее покрытие значительно разрушено , применен слабопрочный материал , который в процессе эксплуатации сильно загрязнен .

В каждом конкретном случае решение принимается после детального обследования и анализа состояния существующей дорожной одежды , в процессе которого определяют прочность дорожной одежды , фракционный зерновой состав каменного материала и его физико - механические показатели , содержание пылеватых и глинистых частиц , а для грунтов тип , число пластичности , влажность , гранулометрический состав и другие показатели .

С учетом фактических показателей состояния дорожной одежды , интенсивности и состава движения , грунтово - геологических и гидрологических условий определяют требуемую прочность и конструкцию дорожной одежды , а также способ использования старой дорожной одежды .

Простейший способ перестройки гравийного или щебеночного покрытия состоит в его сплошном выравнивании и усилении .

Технология работ включает следующие операции :

· перестройку дорожной одежды в местах пучин , просадок , проломов и глубоких колей ;

· очистку поверхности покрытия от грунта , пыли , грязи и мусора ;

· киркование проезжей части на глубину наибольших неровностей , но не менее чем на 4 - 5 см . Перед киркованием в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6 - 12 л / м2 ; предварительное профилирование ;

· вывоз на покрытие новой гравийной или щебеночной смеси подобранного состава в количестве от 200 до 800 м 3 / км ;

· распределение смеси автогрейдером , профилирование и уплотнение ;

· подсыпку грунта на обочины , разравнивание и уплотнение .

Для усиления применяют гравийную или щебеночную смесь оптимального гранулометрического состава с размером зерен 0 - 20 мм или 0 - 40 мм , марка щебня из изверженных и метаморфических пород по прочности не ниже 600 для дорог V категории и 800 для дорог IV категории , а из осадочных пород соответственно 400 и 600. Марка гравия и щебня из гравия Др 16 и Др 12 для дорог V и IV категорий [ 31].

При невозможности получения из карьера гравийных смесей требуемого зернового состава их готовят в карьере или на месте ( на дороге ) путем добавления и тщательного перемешивания отдельных фракций .

В процессе уплотнения рекомендуется поливать материал водными растворами гигроскопических солей 20 - 30 %- ной концентрации с нормой расхода 2 - 3 л / м2 . Это позволяет получить плотное , прочное , устойчивое и непылящее покрытие .

Уплотнение производят вначале самоходными катками с гладкими , вальцами массой 5 - 8 т ( прикатка ), а затем такими же катками массой 10 т и более ( укатка ).

Окатанный гравийный материал старого покрытия уплотняется с большим трудом , поэтому в него добавляют 25 - 30 % дробленого гравия или щебня .

В настоящее время в процессе реконструкции дорог гравийные , щебеночные и другие типы переходных покрытий перестраивают в покрытия облегченного усовершенствованного типа с устройством слоев усиления или защитных слоев из материалов , обработанных вяжущими , технология таких работ показана на рис 34 и 35.

Технологический процесс реконструкции ( рис . 36) начинается с разбивки трассы и закрепления реперных точек (1), причем одновременно с этим проводится установка копирной струны для систем автоматического управления рабочими органами машин или монтаж лазерных систем на машины .

Далее технологический процесс включает :

а ) измельчение слоя на проектную толщину (2 а ) или измельчение только выступающих неровностей (2б);

б ) профилирование слоя (4);

в ) обогащение разнопрочных материалов (3);

г ) устройство слоев усиления пропиткой (5) или смешением (6);

д ) устройство поверхностной обработки (9) или укладку слоя нового асфальтобетона (10). После обогащения материал может быть уложен в слой (7) либо обработан предварительно в установке вяжущими (8) или вяжущими пропиткой (5) или смешением на полотне дороги (6).

Использование машин , оснащенных автоматическими системами различного типа , не только повышает качество и производительность распределения и укладочных операций , но и в значительной степени (10 - 20 %) приводит к экономии материалов при обеспечении высокой точности ( ± 3 - 5 мм ) соблюдения геометрических параметров слоев .

Кроме этого , значительно повышается качество таких технологических операций , как измельчение , перемешивание , уплотнение , так как постоянство геометрии слоя обеспечивает однородность и равномерность свойств материала в слое и ровность слоя .

Часто верхний слой реконструируемой дорожной одежды представляет собой дисперсный материал с остаточным слоем асфальтобетонного покрытия (3 - 4 см ) ( щебень , гравий , щебеночно - гравийные , песчано - гравийные смеси и т.д. , в том числе обработанные вяжущими ).

Рис . 34 Технологическая схема устройства основания из грунтов и каменных материалов , обработанных в карьере :

1 - самосвал ; 2 - автогрейдер ; 3 - профилировщик ; 4 - грунтосмеситель , 5 - каток : 6 - гудронатор ; 7 - копирная струна

Рис . 35 Технологическая схема устройства основания из грунтов , обработанных на полотне дороги :

1 - копирная струна ; 2 - профилировщик ; 3 - цементовоз - распределитель ; 4 - автоцементовоз ; 5 - поливочно - моечная машина ; 6 - грунтосмеситель ; 7 - каток комбинированный , 8 - каток на пневматических шинах ; 9 - автогудронатор

Рис . 36 . Графосхема технологии производства работ по реконструкции дорожной одежды переходного типа

Для последующего укрепления и усиления этого слоя требуется провести только его частичное измельчение в неровных местах и распределение смеси под проектную отметку . В этом случае можно использовать автогрейдер с рыхлителем , однако более рационально применить профилировщик типа ДС -161. При этом за один проход обрабатывается слой шириной 3,5 м с ровностью ± 5 мм , а излишний материал может быть отсыпан в валик на обочине или погружен в самосвал . Далее из самосвала материал может быть подсыпан в низких местах .

При необходимости обогащения материалов рабочие органы профилировщика устанавливаются на нижнем уровне слоя , т . е . осуществляется за один проход разрушение , измельчение и погрузка материала всего слоя в самосвал . Далее материал доставляется на классификатор барабанного типа , где разделяются прочный каменный материал , песок и глинистые частицы .

Применение профилировщика ДС -161, однопроходной грунтосмесительной машины ДС -162 с шириной обработки 3,5 м позволяет производить реконструкцию дорожной одежды без закрытия движения транспорта и без устройства объездной дороги . Эти машины могут выполнять весь цикл технологических операций на полотне дороги поточным методом , требуется только применение тяжелых катков для окончательного уплотнения и распределителей порошкообразных вяжущих типа ДС -159 ( для цемента ).

Смешение на дороге может выполняться машинами разных модификаций :

· однопроходной грунтосмесительной машиной ДС -162 ( измельчение , перемешивание с порошкообразными и жидкими вяжущими , дозирование и распределение жидких вяжущих , предварительное уплотнение за один проход );

· профилировщиком ДС -161 ( измельчение , перемешивание - собирание в валик и погрузка на систему транспортеров , отсыпка в валик - за первый проход , распределение смеси из валика в слой - за второй проход ). Профилировщик при этом оснащается системой дозирования и распределения жидких компонентов ;

· профилировщиком ДС -161 ( измельчение , сухое перемешивание , погрузка смеси ) в смеситель типа Д -370, где выполняется дозирование порошкообразных и жидких вяжущих , перемешивание смеси и выгрузка в виде валика на полотно дороги , затем профилировщиком ДС -161 при обратном проходе производится распределение смеси из валика в слой .

Пропитка может осуществляться как органическими , так и неорганическими вяжущими .

Технология пропитки органическими вяжущими включает последовательное выполнение операций :

· измельчение слоя указанными выше машинами ;

· подвоз и распределение вяжущего гудронатором ;

· подвоз и распределение фракций каменного материала мельче основной фракции материала в слой автогрейдером , прикатка катка ми и снова повторение технологических операций только с каменными материалами более мелких фракций .

Пропитку можно осуществлять на щебне марки не ниже 800 из изверженных пород и не ниже 600 из осадочных пород . Если обрабатываемый слой будет использоваться как основание , то можно уменьшить марку щебня на одну ступень . Глубина обработки измельчения должна составлять 0,9 от проектной толщины , но не менее 1,5 размера максимальной фракции щебня при его содержании до 30 %. Объем каждой следующей фракции щебня составляет 0,9 - 1,1 м 3 на 100 м 2 . Расход органического вяжущего составляет 1,0 - 1,1 л / м 2 на каждый см толщины слоя , а для покрытия 1,5 - 2,0 л / м2 дополнительно . Особенности производства розлива вяжущего в несколько приемов следующие : 1- й розлив - 50 % ( для битумной эмульсии - 70 %), 2- й розлив - 30 %, 3- й розлив для битума - 20 % Битумная эмульсия рассчитывается на содержание битума .

Если щебень сухой ( температура воздуха больше 20 °С ), его увлажняют (8 - 10 л / м2 ). Битум при этом можно применять только после подсыхания щебня , а эмульсию - сразу . Все работы по рассыпке и уплотнению щебня выполняют до остывания вяжущего . Движение можно открыть через 1 - 3 суток при использовании эмульсии и через 10 суток при использовании битума .

Пропитка щебеночных ( гравийных ) оснований пескоцементной смесью , приготовленной в установках типа ДС -50 А , ДС -50 Б , Д -370, ДС -174 или на бетонных заводах , осуществляется в двух основных режимах : сухом ( смесь имеет влажность меньше оптимальной на 20 - 40 %) и переувлажненном ( влажность больше оптимальной на 20 - 40 %). В первом случае щебень должен быть сухой , а во втором увлажненный , по норме 3 - 10 л / м2 . Уплотнение может осуществляться разными катками в зависимости от необходимой толщины слоя пропитки : до 5 см - пневмошинным катком за 14 - 20 проходов по одному следу , до 7 см - вибробрусом профилировщика ДС -108 при одновременном распределении за один проход , до 10 см - виброкатком за 2 - 4 прохода по одному следу , 17 см - кулачковым катком за 13 - 15 проходов по одному следу .

Смешение щебня с пескоцементной смесью можно выполнять по указанным выше технологиям профилировщиком ДС -161 или однопроходной грунтосмесительной машиной ДС -162. Причем в отличие от пропитки смесь применяется и распределяется с оптимальной влажностью , а в случае необходимости доувлажняется . Окончательное уплотнение осуществляется катками тяжелого типа ( массой 10 - 18 т ) за 1 - 3 прохода по одному следу , как и при применении органических или комплексных вяжущих при перемешивании . Однако , если по слоям , обработанным органическими вяжущими , движение можно открывать через 1 сут . ( эмульсия ) или 2 - 3 сут . ( битум ), то для пескоцементной смеси - через 28 суток . Причем в течение этого времени необходимо осуществлять уход за слоем путем розлива эмульсии (0,6 - 0,8 л / м 2 ) или россыпи песка с периодическим увлажнением .

Каменный материал или смесь с песком после обогащения может быть уложена в слой без обработки вяжущими способами заклинки , т . е . с добавками новых каменных материалов мелких фракций . Эта технология требует применения тяжелых катков массой 16 - 20 т ( число проходов составляет для катков статического типа не менее 30, комбинированных - 18 и для вибрационных - 12 проходов по данному следу), а также периодической поливки щебня водой 15 - 30 л / м2 .

Обогащенный каменный материал , песок или их смесь , соответствующая ГОСТ 23558-94 , могут быть обработаны органическим вяжущим в установке ДС -50 А , ДС -50 Б , ДС -174, на асфальтобетонных заводах . Такой черный щебень , черная ПГС могут быть уложены в слой методом заклинки , как и необработанный щебень . При использовании битумной эмульсии возможен вариант приготовления смеси в задел , т . е . с укладкой в штабели . Высота штабеля 2,0 - 2,5 м , и материал в них перелопачивается до тех пор , пока он не остынет . Очень важно обеспечить хороший водоотвод с уклоном не менее 20 ‰ на площадке под штабели и с слоем песка не менее 6 - 8 см . Срок хранения смеси в штабеле 4 - 6 месяцев ..

Слои из черного щебня можно устраивать при использовании анионных эмульсий при температуре больше 10 °С , катионных - больше 5 °С , а обратных совместно с прямыми - до - 5 °С . Движение по слоям начинают при использовании катионных эмульсий сразу , анионных во влажную погоду - через 1 - 2 суток , в сухую - сразу .

4. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГ

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://gosthelp.ru/text/razbivkavirazhejushireniy.html
  • https://starimpex.ru/raznoe/ushirenie-proezzhej-chasti-dorogi.html
  • https://gosthelp.ru/text/posobierekonstrukciyaavto.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий