Esp что это такое в машине

 

Что такое система динамической стабилизации, какие у нее бывают неисправности, какие названия и как она работает. Узнаем все о системе динамической стабилизации ESP. Система ESP в автомобиле: что это такое, принцип работы устройства. Состав системы стабилизации ESP: функционирование ЭБУ и различных датчиков, контролирующих положение авто.

Нужна ли эта опция

Несомненно, это огромные плюс для начинающих водителей, которые совсем недавно получили свои водительские права. Ведь большая часть ДТП совершается именно с участием этих лиц. По не знанию и отсутствию необходимых навыков, руки и ноги водителя рефлекторно совершают абсолютно неправильные действия.

Опытным водителям можно все же не переплачивать за эту опцию большие деньги. Если есть набор нужных навыков и умений по управлению автомобилей, то данная система просто ни к чему. Порой человеческий мозг способен принимать более взвешенные решения, чем какой-то комплект датчиков.  Хотя, данная система не будет лишней абсолютно в любом автомобиле, ведь она не сделает и без того опасную ситуацию хуже.

Вот и все, что необходимо знать об ESP. Надеемся, что эта статья помогла ответить на ваш вопрос о том, что это такое. Желаем удачи на дорогах!

Что такое ESP

Если раньше большое количество латинских аббревиатур отпугивало покупателей, то сейчас каждая из них может вызвать очень большой интерес. Ведь речь идет о комфорте и безопасности, что является довольно актуальной проблемой многих автолюбителей.

Тем не менее, далеко не все автовладельцы имеют полное представление о том, на что именно распространяется система курсовой устойчивости. Известна лишь главная задача – исправление ошибок водителя на скользкой дороге. Для этого ESP осуществляет непрерывный контроль за:

  1. Рулевое управление. Если быть точнее, то оно начинает контролироваться системой, чтобы избежать каких-либо резких движений рулевым колесом.
  2. Тормозная система. Колеса находятся на расстоянии друг от друга, а также имеют разную скорость вращения. В связи с этим, необходимо соответствующее приложение тормозных усилий.
  3. Система питания двигателя. Ведь бывают ситуации, когда необходимо увеличить или повысить подачу топлива. ЭСП контролирует и это.
  4. Системы наблюдения за угловой скоростью колес, чтобы определить тот момент, когда начался занос автомобиля.

Датчики ESP устанавливают практически на всех узлах управления автомобилем и имеют очень важное свойство – быстродействие. При первых признаках заноса, ЭСП мгновенно принимает на себя управления, а затем передает его обратно водителю, как только все движение станет безопасным.

Однако стоит понимать, что система курсовой устойчивости не может полностью исключить вероятность возникновения заноса, поэтому ездить аккуратно и придерживаться элементарных правил безопасной езды все же надо. Из правил дорожного движения известно, что такие устройства лишь уменьшают вероятность возникновения аварийной ситуации.

Принципиальные особенности работы ESP

Система курсовой устойчивости относится к активным системам безопасности. Главное её назначение – предотвращение ухода машины в занос, а также минимизация вероятности бокового скольжения. Таким образом, гораздо проще сохранить траекторию движения при неблагоприятных дорожных условиях. При этом обеспечивается стабилизация положения транспортного средства, если занос всё же произошел.

ESP незаменима при гололёде или во время дождя. Она может уберечь вас при поездке по опасному участку дороги. Фактически ESP обеспечивает движение машины туда, куда поворачивается руль, в независимости от внешних условий.

Кстати, американские исследователи подтвердили, что с появлением ESP смертность в ДТП снизилась до 56%.

Система курсовой устойчивости автомобиля имеет следующие составляющие:

  • блок-контроллер;
  • акселерометр (определяет положение авто в пространстве);
  • датчик давления в тормозной системе;
  • датчик положения рулевого колеса.

Управляющий блок принимает данные со всех датчиков, включая ABS для определения угловой скорости вращения колёс. Если показания хотя бы одного датчика будут иметь критические значения – программа начинает действовать согласно заданному алгоритму, притормаживая одно или несколько колёс, тем самым корректируя траекторию движения авто. Давление в тормозных цилиндрах создаётся посредством работы гидравлического модулятора ABS. Одновременно отправляется сигнал в систему подачи топлива, чтобы уменьшить подачу горючего в двигатель. Таким образом, посредством притормаживания и снижения вращающего момента обеспечивается курсовая устойчивость транспортного средства.

Система очень чувствительна к каким-либо отклонениям от траектории. В каждом конкретном случае она просчитывает оптимальный вариант сохранения курса.

Примечательно и то, что ESP может контролировать работу трансмиссии, при необходимости осуществляя переход на низкую передачу. Такой вариант, как правило, доступен для авто, оборудованных «электронной» АКПП.

Среди активных систем безопасности эффективность ESP признана самой высокой. Она успешно исправляет ошибки водителя, уменьшая вероятность заноса, а если он всё же возникает – система делает всё для его нейтрализации. Однако не стоит забывать, что не каждую ситуацию можно благополучно исправить. Например, если автомобиль физически не может вписаться в поворот из-за слишком большой скорости, то никакая программа не сможет помочь!

Обязательно следите за состоянием шин! ESP не может работать должным образом, если они плохо накачаны, имеют большой износ или не совпадают с рекомендованными производителем авто. Цепи противоскольжения также могут мешать работе системы.

Что лучше, ESP или подушки?

Когда речь заходит о безопасности в автомобиле, на ум обычно приходят подушки безопасности. Но в обоих случаях, которые я показал ранее, подушки были, но они не помогли. Их вклад в спасение жизней не так велик, как многие думают. Система стабилизации гораздо важнее. Сейчас я попробую доказать это цифрами. Давайте сначала взглянем на подушку безопасности. Его эффективность зависит от того, пристегнут ли водитель ремнем безопасности. Если водитель не пристегнут ремнем безопасности и едет в автомобиле без подушки безопасности, он получает дополнительные 0 процентов безопасности.

Но если закрепить его даже в одиночку, безопасность увеличится на 45%, то есть почти вдвое.

Теперь посмотрим, что изменится, если появится передняя подушка. Когда водитель не использует подушку безопасности, безопасность повышается на 15%, а когда ремень безопасности пристегнут, комбинация ремня безопасности и подушки безопасности вместе дает 53%. Из этих цифр можно сделать два вывода.

  1. Прежде всего, вы всегда должны пристегивать ремень, он обеспечивает высочайший уровень защиты.
  2. Во-вторых, подушка безопасности не так уж и важна. Пристегиваться в машине без подушек в 3 раза безопаснее, чем ехать с подушкой, но не пристегнутой. Собственный вклад подушки невелик, она дает водителю на сиденье только на 8 процентов больше. Сравните это с эффективностью ремня безопасности.

Теперь посмотрим на статистику по системе стабилизации.

Для обычного легкового автомобиля ESP снижает общий риск смерти на 15%, в то время как риск фатального заноса снижается на 35%, а риск фатального опрокидывания — на 70%.

Для кроссоверов еще важнее система стабилизации. Их центр тяжести выше, чем у легковых автомобилей, поэтому они менее устойчивы и более склонны к заносу. ESP снижает общий риск смерти в кроссовере на 30%, риск фатального заноса на 60% и фатального опрокидывания на 85%. Также стоит учесть, что это западная статистика, а не российская. Она встречалась в странах, где нет зим, как Россия

На наших зимних дорогах вероятность заноса намного выше, поэтому в российских условиях все эти цифры значительно увеличиваются и система стабилизации становится намного нужнее.

В итоге получается, что для запряженного водителя даже в легковом автомобиле ESP это как минимум вдвое эффективнее, чем передняя подушка безопасности. А для кроссовера это как минимум в 4 раза эффективнее, при этом нужно помнить, что ремень и подушка безопасности — это пассивная безопасность. Они не предотвращают несчастный случай, а только уменьшают последствия. Во многих случаях они спасут жизни, но машину придется сдать в слом или дорого отремонтировать. А ESP — это активная безопасность, ее задача — вообще предотвратить аварию. Таким образом, это не только спасает вам жизнь, но и экономит много денег

Так что ESP — это не только полезная опция, но и одна из самых важных систем.

Его влияние настолько велико, что, если для вас важна ваша безопасность, вам точно не стоит водить машину без ESP. Так же, как при посадке в машину, вам нужно без промедления пристегнуть ремень безопасности, поэтому при выборе автомобиля следует рассматривать только варианты с ESP.

Как устроена система ESP

Системы обеспечивающие безопасность

Состоит она из специального управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры, и исполняющего механизма (гидроблока). Если рассматривать непосредственно устройство ESP, то само оно может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:

  • Системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS);
  • Системы распределения тормозных усилий (EBD);
  • Электронной системы блокирования дифференциала (EDS);
  • Антипробуксовочной системы (ASR).

Назначение внешних датчиков отслеживать измерение угла поворота руля, системы торможения, положение акселератора (по сути, поведение водителя за рулем) и особенности движения автомобиля. Полученные данные считываются и поступают на управляющий блок, который при необходимости задействует исполняющий механизм, связанный с другими элементами активной системы безопасности.

Кроме того, блок управления системы курсовой устойчивости связан с двигателем и АКПП и способен оказывать воздействие на их работу при возникновении нештатных ситуаций.

Читайте также: Что такое ЭБУ (электронный блок управления), как он обеспечивает работу ESP и других систем автомобиля.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://365drive.ru/vybor-tovarov-dlya-avto/esp-chto-eto-takoe-v-mashine-kakovy-funktsii-esp.html
  • https://requesto.ru/esp-v-mashine-chto-eto-takoe
  • https://avtopaper.ru/dtp/samaya-poleznaya-funkciya-v-mashine.html
  • https://avtonov.com/esp-electronic-stability-program/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий